При автоматизации 50-70% бизнес-процессов удается применить нововведения только в 30% случаев. Зачастую барьером к переходу на новое решение может быть его непродуманный интерфейс.
В новом материале UX/UI-дизайнер Embedika Павел Юнусов рассказал Tproger об особенностях проектирования интерфейсов для корпоративных сервисов.
Ниже приводим текст оригинальной публикации.
Корпоративные сервисы играют важную роль в современном бизнесе — обеспечивают сотрудников и руководство необходимыми инструментами для эффективной работы. Например, помогают в управлении проектными задачами, ресурсами и базами данных, обмене информацией, а также аналитике и формировании отчетности. Для каждого решения набор требований к его функциональности будет разный, однако все они должны быть понятными и удобными в использовании — для этого необходим качественный интерфейс.
1. Исследование. Его проводят аналитики или менеджеры проектов. Они могут привлекать дизайнеров, но из-за ограниченности ресурсов делают это не так часто. Этот этап позволяет понять, какие проблемы и задачи должен решить корпоративный сервис, а после — сформулировать гипотезы, каким должен быть интерфейс и его наполнение. Важно изучить бизнес-процессы компании и учесть потребности различных групп пользователей: администраторы, менеджеры, сотрудники.
2. Проектирование. Далее дизайнеры работают с пользовательскими сценариями и выделенными на предыдущем этапе гипотезами, задачами и проблемами. Они создают эскизы и элементы дизайна, согласовывают их с заказчиком и готовят макеты и прототипы.
3. Разработка. Когда макеты утвердил заказчик, они передаются разработчикам. На этом этапе концепция становится реальным продуктом: создается код, интегрируется дизайн и разрабатываются необходимые функции.
4. Тестирование. Тесты позволяют выявить проблемы и недоработки, внести необходимые коррективы. Кроме выявления багов, на этом этапе важно провести UX-тестирование на реальных пользователях, чтобы оценить удобство сервиса. Как правило, если исследование и проектирование проведены качественно, то не потребуется много доработок.
5. Внедрение. Далее сервис интегрируется в корпоративные системы или публикуется для доступа сотрудников. Необходимо обеспечить плавный переход для пользователей, предоставить необходимую поддержку и онбординг: понятную документацию, инструкции, обучающие вебинары.
6. Оценка и поддержка проекта. Поддержка проекта — это непрерывный процесс, поэтому после запуска решения важно собирать обратную связь от пользователей, данные об использовании и эффективности сервиса. В ходе эксплуатации, рано или поздно, будут возникать вопросы и баги. Важно решать эти проблемы, следить за работой сервиса и обновлять интерфейс в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей и бизнеса.
В идеальном мире, при наличии ресурсов, проект должен предполагать создание небольших MVP и их тестирование на реальных пользователях. Например, на этапе исследования. Этими MVP могут быть грубые прототипы, но главное — проверить их на целевой аудитории, а не только согласовать с функциональным заказчиком. Несмотря на то, что MVP требует времени и денег, они могут помочь сэкономить гораздо больше — избежать необходимости переделывать уже готовый продукт.
Есть убеждение, что каждый сервис можно сделать интуитивно понятным, чтобы даже новый пользователь сразу понял, как в нем работать. Однако в реальности эта задача не всегда выполнима: так, простые корпоративные порталы с небольшим набором функций могут быть интуитивно понятными, а специализированные сервисы часто будут требовать от пользователя подготовки.
Можно провести аналогию с Photoshop: человек, который ни разу не работал в этой программе, вряд ли сразу поймет, где и какие функции находятся — хотя ее интерфейс точно проектировали отличные дизайнеры. Так же и с профессиональными корпоративными сервисами, которые в силу своей специфики будут иметь достаточно сложный интерфейс.
Однако удобство их использования достигается путем создания логической структуры и упорядочения разделов. Важно проанализировать, какие есть блоки работ, и помочь пользователю, с ними разобраться. Также для улучшения пользовательского опыта и быстрой адаптации сотрудников к интерфейсу помогут интуитивно понятные элементы навигации и управления. Например, иконки, метки, подсказки при наведении, фильтры и инструменты поиска.
Иногда многим кажется, что дизайнер должен всегда делать что-то красивое, нестандартное и уникальное. Однако такой подход нужен для создания креативного сайта художественной галереи, но не сервиса для работы сотрудников. Потому что один из самых важных принципов хорошего интерфейса для корпоративного решения — консистентность: когда подобные элементы выглядят единообразно, а взаимодействие с ними происходит одинаково. Например, целевые кнопки находятся в одних и тех же местах на любой странице сервиса.
Именно консистентность снижает когнитивную нагрузку на пользователя, делает интерфейс предсказуемым и простым в освоении, улучшает навигацию. Более того, хорошо, когда единообразие соблюдается не только в рамках одного решения, но и во всех интерфейсах различных сервисов внутри компании. Если пользователь уже знаком с дизайном и навигацией в одном решении, ему будет легче адаптироваться к другим.
Поэтому важно установить и задокументировать стандарты дизайна: цветовую схему, шрифты и паттерны элементов. А также создать библиотеку переиспользуемых компонентов, таких как кнопки, формы, таблицы и другие элементы интерфейса.
Корпоративные решения используются сотрудниками из разных отделов и уровней управления. И в отличии от массовых сервисов, требования к их функциональности часто зависят от конкретной роли пользователя. Например, Google Docs будет выглядеть одинаково и иметь стандартные функции как для студента, которые пишет реферат, так и для юриста международной компании, который готовит шаблон договора. Однако для корпоративного сервиса по разметке данных важно, кем является пользователь: разметчиком, экспертом или проверяющим — от роли будут зависеть необходимые сотруднику инструменты.
Гибкий и настраиваемый интерфейс позволит настроить сервис и его функциональность под потребности и задачи разных групп сотрудников. В этом поможет использование модульной архитектуры, создание различных конструкторов. Более того, важно построить гибкую систему управления доступом, которая позволит настраивать разные уровни прав пользователей.
При создании интерфейса важно соблюдать баланс между эффективностью и производительностью. Часто в компаниях используются старые технологии, поэтому перед проектированием интерфейса необходимо оценить возможности цифровой инфраструктуры: хватит ли мощностей на реализацию всей задуманной функциональности. Иногда стоит отказаться от функций или визуальных эффектов, которые не нужны при использовании сервиса и тормозят его работу.
Более того, в крупных компаниях результаты производительности во многом связаны с требованиями безопасности. Например, необходимостью использования конкретного браузера или VPN, которые замедляют скорость обработки данных. Если долгих загрузок не избежать, то важно продумать анимацию и подсказки, которые будут сообщать пользователю, что сервис не «завис» — интерфейс должен реагировать на действия пользователя мгновенно и понятно.
После внедрения полезно собирать и анализировать данные о том, как пользователи взаимодействуют с интерфейсом, чтобы выявить узкие места и возможности для оптимизации и улучшения производительности.
Чтобы корпоративные сервисы приносили для бизнеса пользу и деньги, они должны помогать сотрудникам эффективнее работать, а значит — быть удобными в использовании. Для этого важно точно понимать, какие потребности пользователей должен закрыть проектируемый интерфейс. Поэтому именно качественное взаимодействие с заказчиком решения, создание MVP и непрерывный сбор обратной связи на каждом этапе помогут сделать продукт качественнее и снизить затраты на исправление ошибок.
В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами.