Наш юрист-аналитик Диана Хакимова написала колонку для vc.ru об образовании в LegalTech. В ней Диана объясняет, зачем профессиональному юристу получать знания в этой сфере и делится своим опытом.
Ниже приводим текст оригинальной публикации.
Юриспруденция часто воспринимается как консервативная профессия. Но за последние пять лет интерес к технологизации правовых процессов или к сфере LegalTech заметно вырос. В попытке осмыслить эту тенденцию, университеты по всему миру предлагают специализированные модули по LegalTech.
Это важная для будущего юриспруденции трансформация требует специальных знаний, получить которые можно в ограниченном круге российских и зарубежных вузов. Объясняем, зачем юристам получать знания в LegalTech и рассказываем, где и как это сделать.
Технологические решения в сфере права автоматизируют работу, которую юристы привыкли выполнять вручную, делают оказание юридических услуг быстрее и качественнее.
Инструменты LegalTech помогают, например, в один клик создавать однотипные договоры или исковые заявления, а также сокращать время на проверку документов для сложных сделок — например, слияния или поглощения.
В области коммерческого права новые технологии позволяют отдать алгоритмам процессы обработки документов, проверки контрагентов, составления проектов договоров и сравнения версий, подбора судебной практики по конкретному делу.
В области защиты прав потребителей LegalTech помогает предоставлять гражданам более полный доступ к получению правовой помощи.
Технологизация юридической функции требует от юристов специальных навыков, которые выходят за рамки традиционного юридического образования. В частности, речь идет о понимании механизмов работы машинного обучения и инструментов для обработки больших данных. Эти знания помогут найти общий язык с командой разработки LegalTech-решений и добиться максимальной эффективности от их внедрения.
Расширение компетенций поможет юристам увидеть в своей работе области для автоматизации, выбрать IT-решение, а также оценить риски и затраты на разработку.
Получить специальное университетское образование в сфере LegalTech в России пока сложно — полноценных магистерских программ по этому направлению для выпускников бакалавриата нет. Существует много курсов повышения квалификации, которые рассчитаны на специалистов с большим опытом работы. Поэтому самым доступным способом остается самообразование.
Юрист Александр Бороухин, владелец и главный архитектор компании «Legal+Tech», считает, что сложности с системным образованием в этой сфере возникают из-за специфики отрасли.
«Традиционное образование построено иначе. Например, программиста сначала обучают математике, алгоритмам, конкретным приемам написания кода, — и лишь после того, как обучение завершено, он получает достаточное представление о верхнеуровневых принципах построения информационных систем. Это позволяет ему выступать в роли архитектора. Но вполне объяснимо, что мало кто готов получить последовательно несколько полных высших образований в столь разных сферах, как юриспруденция и информационные технологии, дизайн и бизнес-анализ. Поэтому в LegalTech востребованы люди, которые при наличии юридического образования и, что еще важнее, практического опыта работы в юридической фирме или департаменте, сами глубоко увлечены миром информационных технологий», — заключает Бороухин.
По словам Геворга Малашенко, доктора делового администрирования (Сингапур, Англия) и заместителя директора Института юридического менеджмента НИУ ВШЭ, главное для специалистов в LegalTech — понимать, как правильно внедрить решение в компанию.
«Сам по себе рынок LegalTech в России достаточно плотен и низкоконкурентен. Серьезные разработки и прорывные инициативы концентрируются в юридических департаментах крупных компаний. Глобально проблема заключается в том, что образование и работа в индустрии воспринимается как нечто отдельное от процессов управления инновациями, проектами и практик управления разработками программных и цифровых продуктов», — рассказывает Малашенко.
«Сегодня с уверенностью можно сказать, что доля лиц, принимающих решение о реализации конкретных инициатив и знакомых с мировыми практиками и стандартами управления такими процессами, стремится к минимальным значениям, — добавляет Малашенко. — Мы сталкиваемся не с недостатком образования в LegalTech или некомпетентностью лиц, принимающих решение конкретно в этой сфере. Проблема имеет более прикладной характер: процесс внедрения и адаптации подобных решений происходит хаотично и без ясного понимания, как это делать».
Попасть в LegalTech выпускникам вузов помогут онлайн-курсы и книги по IT-специальностям, которые можно найти в бесплатном доступе. Рекомендации по направлениям и конкретным курсам можно найти в профильных каналах, социальных сетях представителей индустрии. Но собирать материалы придется самостоятельно и по частям.
При этом конкретные практические навыки в сфере технологий для LegalTech-эксперта, ответственного за разработку или внедрение продукта, имеют не столь определяющее значение, считает он. «Основатель стартапа, юрист, ответственный за автоматизацию юридического департамента, или менеджер по продукту могут не уметь программировать сами — но они должны осознанно относиться к выбору технологий для продукта, четко представлять себе его цикл разработки и критерии оценки качества кода, дизайна и пользовательского опыта».
Геворг Малашенко советует будущим специалистам конкретный набор технологий, в которых им нужно разобраться. «Специалистам по LegalTech необходимо получить образование в области экономики управления разработкой продуктов, обучиться методологиям расчета нагрузки (версии COCOMO, IFPUG FPA, SSU, UCP) и разобраться в стандартах ITIL, ISO/IEC. «Критично важны знания и минимальные представления о том, что такое DevOps и что такое практика PRINCE2, что написано в PMBOK и его специальном издании «Software Extension». Иными словами, модель обучения необходимо смещать от обучения специфическим характеристикам продуктов к правилам работы с цифровыми и программными продуктами; стандартам работы как с внешним поставщиком, так и с внутренним IT-департаментом», — заключает эксперт.
Юристы могут начать с изучения требований к должности бизнес-аналитика и получить компетенции младшего аналитика в IT-компании. Такие специалисты сопровождают работу по анализу данных, разработке систем для работы с документами и умеют общаться с IT-специалистами на одном языке.
Это мой кейс — имея юридическое образование, я начала карьеру с работы бизнес-аналитиком. Сейчас вместе с коллегами из отдела data science компании Embedika я работаю над созданием legaltech-решений для бизнеса. В таком тандеме инженеры занимаются технической разработкой, а аналитик корректирует результат под бизнес-задачу. Например, мы разрабатываем систему для проверки трудовых договоров: коллеги занимаются ИТ-частью решения, а я объясняю им бизнес-задачу — что такое существенные условия и почему их обязательно нужно включать в договор.
Основная ценность специалиста с юридическим образованием в такой команде — знание правовых тонкостей и способность описать их на языке, который понимают разработчики.
На международном уровне учебные модули в сфере LegalTech можно разделить на три категории: магистерские программы, программы повышения квалификации и курсы для самообразования. Вот некоторые из них.
Магистерские программы
● «Юрист мирового финансового рынка», ВШЭ — программа для дипломированных юристов. Помимо освоения юридических дисциплин в области правового регулирования финансовых рынков, студенты получат знания в сферах Fintech (включая криптовалюты и блокчейн) и LegalTech (технологии в работе юристов на финансовых рынках). Обучение в очной форме длится два года и стоит 420 тысяч рублей в год.
● MSc Legal Technology, Лондонский университет — программа для выпускников юридических факультетов, посвященная углублению знаний о технологиях в сфере права. Модуль рассчитан на полтора года, для иностранных студентов доступно дистанционное обучение. Для поступления необходимо сдать внутренний экзамен университета, обучение стоит 12 тысяч фунтов стерлингов.
● Master of Laws in Law, Technology, and Entrepreneurship, Корнельский университет — магистерская программа о технологизации права от одного из лучших университетов мира. Обучение длится один год и стоит около 50 тысяч долларов, россиянам для поступления нужно будет сдать несколько экзаменов. На программе можно учиться онлайн, для поступления принимаются дипломы нескольких российских вузов. Подробнее об условиях приема и программе можно почитать здесь.
Программы профессиональной переподготовки
● Директор проектов по LegalTech-инновациям и новым технологиям цифровой экономики, «Статут» и Deloitte — программа повышения квалификации от одной из крупнейших консалтинговых компаний Deloitte и школы права «Статут» включает изучение нового законодательства по технологиям цифровой экономики и процесса внедрения LegalTech-продуктов. Программа проводится в Москве и состоит из 15 очных занятий. Стоимость обучения — 95 тысяч рублей.
● LegalTech 2.0, «Гарант» — онлайн-программа для юристов, руководителей правовых департаментов и владельцев юридического бизнеса. Курс посвящен разбору направлений в технологической трансформации права и сферам, которые можно автоматизировать внутри своей компании. Обучение длится от 72 до 144 часов в зависимости от специализации и стоит от 25 тысяч до 80 тысяч рублей.
● «Руководитель направления по цифровым проектам юридической службы», ВШЭ — программа профессиональной переподготовки, ориентированная на получение знании о работе с цифровыми проектами. На курсе изучаются особенности процесса цифровой трансформации юридической службы и вопросы применения различных методологий, фреймворков и моделей управления IT-процессами. Программа рассчитана на полгода и стоит 180 тысяч рублей.
● Master in Legal Tech, IE Law School — онлайн-программа Университета развития инноваций в Мадриде. Курс длится 10 месяцев, среди преподавателей — профессора и практикующие юристы из Испании, США и Израиля. Стоимость обучения — около 20 тысяч евро.
● Legal Technology, Калифорнийский университет — набор курсов для юристов в области цифрового права от одного из лучших университетов США. Каждый стоит около 4 тысяч долларов, подать заявку на участие можно здесь.
● Директор проектов по LegalTech, «Зарцын и партнеры» — программа посвящена конкретным аспектам технологизации юридической функции. Преподаватели рассказывают, какие сферы можно автоматизировать и как оценить эффекты от внедрения LegalTech-решений. Обучение длится три недели и стоит 50 тысяч рублей.
● Data Lawyer, Moscow Digital School — курс, главная задача которого — научить студентов правильной работе с данными, их формализации и созданию понятных для алгоритмов текстовых файлов. Основа большинства корпоративных LegalTech-решений — качество исходных данных, правильно хранить и работать с которыми учат на программе. Модуль рассчитан на 64 академических часа и стоит от 42,5 тысяч рублей.
● Legal Tech & Startups, Coursera — курс школы права IE при Университете развития инноваций в Мадриде. Преподаватель модуля, профессор права Марти Манент, рассказывает о ключевых тенденциях рынка LegalTech и предоставляет набор инструментов для автоматизации работы юриста.
● El Abogado del Futuro: Legaltech y la Transformación Digital del Derecho, Coursera — курс о рынке юридических технологий от Южного университета. Обучение ведется на испанском языке с английскими субтитрами и длится около 16 академических часов.
В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами.