За каждым успешным решением стоит команда специалистов, где одну из ключевых ролей играет product-менеджер. Мы решили задать несколько вопросов Диане Замылиной, менеджеру ИИ-продуктов в Embedika. Под ее руководством был разработан инструмент для проверки договоров на риски — Contract, который стал победителем акселератора ПАО «Сибур Холдинг» и сейчас является полноценным коммерческим продуктом.
В материале Диана рассказала про важнейшие профессиональные навыки product-менеджера, успешные IT-продукты компании, тренды рынка и полезные материалы для вдохновения.
Профессия очень многогранна и требует от специалиста знаний в самых разных сферах. Необходимые навыки могут различаться в зависимости от отрасли, специфики рынка и продукта, однако есть основные компетенции, необходимые для работы менеджером по продукту в любом направлении:
● Проведение интервью, исследование пользователей
● Проверка гипотез и прототипирование
● Аналитика рынка и конкурентов
● Преобразование бизнес-требований в технические
● Определение и мониторинг метрик успеха
● Понимание SDLC (Software Development Life Cycle) и гибких методологий разработки
К важным soft-skills относятся
● Стратегическое мышление и планирование
● Коммуникативные навыки и управление командой
● Ораторские навыки и проведение презентаций
Как правило, в B2B сегменте product-менеджеры не только отвечают за весь цикл разработки продукта, но и поддерживают связи с клиентами и партнерами, участвуют в пресейлах. Поэтому последние два качества приобретают особое значение.
Сфера legaltech — перспективное направление для российского рынка. Кроме того, юридический бэкграунд помогает мне понимать боли целевой аудитории, облегчает коммуникацию с заказчиками и позволяет говорить с ними на одном языке.
Так, в проекте Contract — legaltech-решение для автоматизации работы с договорами, мы объединили машинное обучение и эвристические правила, подготовленные экспертами-юристами компании Siemens. Мы активно работаем над развитием этого инструмента и уже сейчас представляем бесплатную и корпоративную версии.
Мы постоянно тестируем гипотезы, исследуем рынок, общаемся с клиентами и проводим опросы. Так, получая качественный фидбек, мы понимаем, какие функции или продукты действительно важны. Один из главных принципов — быть ближе к своим пользователям и, как говорится, “go where they hang”.
Перед созданием полноценного продукта, первым делом необходим MVP — минимально жизнеспособная версия, которую тестируем через общение с аудиторией, участие в акселераторах и пилотные проекты. Когда спрос подтвержен, начинаем работу над развитием функционала.
Каждый ИТ-проект преследует свои определенные цели, но обычно система считаться успешной, если
● Решает проблемы и боли целевой аудитории
● Обеспечивает положительный ROI
● Пользуется спросом, имеет активных пользователей, на продукт поступают заявки и лиды
● Соответствует миссии компании, повышает доверие к бренду и развивает экспертизу команды
Отдельно стоит выделить технические метрики. Для систем с применением машинного обучения это могут быть полнота и точность алгоритмов, процент допустимых ошибок, время обработки документа и др.
Компании начинают активно использовать ИИ для автоматизации работы с документами. Большинство крупных и средних организаций уже внедрили такие инструменты для оптимизации документооборота, как корпоративный поиск или конструкторы документов. И сейчас нацелены на интеллектуализацию процессов по анализу данных. Решения в этой области позволяют не только существенно сократить ручной труд сотрудников, но и минимизировать ошибки и риски.
Также все больше внимания уделяют расчету ROI от внедрения ИТ-систем. Перед тем как интегрировать решение, компании хотят оценить эффекты от вложений. Особенно это касается дорогостоящих продуктов с применением технологий машинного обучения и обработки естественного языка. Это существенные затраты и заказчику нужно увидеть ценность этих инвестиций с точки зрения выгод и отдачи, которые принесет инструмент в будущем.
Чтобы упростить расчет рентабельности инвестиций в ИТ-решения, мы запустили бесплатный онлайн-калькулятор ROI by Embedika. Инструмент учитывает параметры компании, считает экономию в деньгах и показывает ожидаемую прибыль.
Главный источник вдохновения нашей команды — общение с пользователями. Мы постоянно находим точки роста через обсуждения их задач и процессов.
Не менее важно следить за другими компаниями и лидерами рынка, смотреть как они решают аналогичные проблемы в своих продуктах. Идея может возникнуть даже при изучении компаний из других сфер. Однажды мы нашли способ решения задачи у популярной социальной сети.
Узнавать о новых кейсах и фреймворках удобно из профильных каналов в телеграмм. Вот несколько из них:
- GoPractice!
- Fresh Product Manager
- Hard Client
- Analysis Paradisis
- Product Management
А если нужно вдохновение и напоминание о том, как важно сохранять фокус на ценности решения — почитать статьи гуру в области работы над продуктом таких, как Марти Каган и Пол Грэм.
В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами.