В 2023 году инструменты на основе искусственного интеллекта вызывают неподдельный интерес. Помогут ли они выполнять работу быстрее? А качественнее? Эти два главных вопроса вынуждают обывателей пробовать все доступные инструменты и примерять их на свою профессиональную область.
О том, что не дает бизнесу широко внедрять LegalTech-решения, расскажет Иван Батура, руководитель проектов нашей компании.
Одну из сфер для применения и «примерки» прорывных технологий именуют LegalTech: она включает в себя решения для правовой отрасли. И она же является одной из самых востребованных и перспективных, поскольку может экономить время юристов и предпринимателей.
Так, по прогнозам экспертов на 2023 год, объем мирового рынка достигнет $29,66 млрд, а к 2027 году — превысит $35 млрд. Также специалисты из Bloomberg ожидают, что к концу 2023 года среднегодовой рост рынка цифровых решений для юридической сферы составит 8,9%.
Подобные сервисы осуществляют:
● Интеллектуальное распознавание. Такого рода обработка помогает оцифровать электронные и рукописные документы с различной структурой.
● Извлечение именованных сущностей. Сервисы достают из документов ключевые данные: названия организаций, наименования контрагентов, сроки, денежные единицы, условия контракта и другую информацию, которая имеет ценность для компании.
● Юридически значимый документооборот . Благодаря таким решениям происходит электронный обмен документами, которые имеют полную правовую силу и это признается всеми участниками документооборота.
Самый показательный пример — сервисы для проверки документов на риски. Такие сервисы позволяют однозначно ускорить пайплайн работы, так, с договором, вместе с получением информации о рисках, пользователь получает и рекомендации по их устранению.
Что выходит на практике: в России вкладывают значительно меньшие суммы в рынок LegalTech сервисов, чем в США, Китае или ЕС. По оценке экспертов, объем российского рынка составляет около 15 млрд рублей, при этом отечественный производитель технологий способен уже разрабатывать продукты с учетом специфики региона и быстро меняющихся требований законодательства. Значительное число российских компаний до сих пор не понимают важность интеграции современных LegalTech-инструментов и тратят значительное время на процессы, связанные с договорной работой.
Даже юридические департаменты, имеющие дело с крупными корпоративными сделками, к 2024 году планируют автоматизировать только половину своей работы. Какие же причины побуждают компании отказываться от использования LegalTech-решений?
● ChatGPT и бесплатные аналоги. GPT и близкие сервисы и правда хорошо справляются, но с генерацией ответов на запросы. Такие сервисы могут неплохо помочь в креативной индустрии, но не способны учитывать быстро меняющееся законодательство и корпоративную политику компании. Именно поэтому генеративные нейронные сети не стоит использовать для сферы LegalTech — слишком велика цена ошибки, чтобы перекладывать ответственность на ИИ.
● Технофобия. Внедрение инноваций часто пугает. У всех разные страхи: от опасения, что искусственный интеллект заберет рабочее место, и до элементарного нежелания изучать что-то новое. к На самом же деле, ИИ помогают делать работу быстрее, а значит — проще. Так, британский судья использовал ответ алгоритма, чтобы написать решение по делу. Он отметил, что это эффективный и полезный инструмент, но только если вы разбираетесь в этой теме и сможете перепроверить получившийся результат.
● Слабые возможности и ограниченный функционал. Еще один стереотип, связанный с внедрением LegalTech, основан на невозможности цифровых систем решать нелинейные задачи, стоящие перед юридическим департаментом. На деле же модели уже умеют анализировать и сравнивать стратегии и полученные результаты, поэтому могут предложить оптимальный вариант, релевантный с запросу Заказчика.
● Долгий процесс внедрения и интеграция в существующую экосистему. Внедрение цифровых инструментов в деятельность компании требует тщательного изучения бизнес-процессов организации, выявления проблемных точек и разработки системы, наиболее полно отвечающей целям и задачам бизнеса.
Сегодня поставщики интеллектуальных решений умеют работать с данными задачами и интегрировать новое ПО в текущие экосистемы. Например, ИИ-модули могут внедряться в качестве надстройки над существующей системой заказчика, а если необходим полный переход на новое ПО — разработчики предлагают перенос данных.
● Отсутствие ресурсов, чтобы запустить изменения. По данным Deloitte, только 4% от бюджета компании на юридический отдел направляются на автоматизацию — ресурсы, которые компании тратят на внедрение новых технологий, все еще недостаточны. Юридический отдел всегда востребован и перегружен, а ИИ-сервисы способны его ускорить и формализовать.
● У нас есть свои разработчики. Мы сделаем лучше! Тут короткий ответ: не факт. Чтобы научить модель думать как человек, необходимо потратить много ресурсов, данных и времени. Не говоря уже об алгоритмах срабатывания моделей. Поэтому стоит обратиться к профессионалам, которые предлагают лучшие практики применения LegalTech сервисов.
Часто цена является ключевым барьером, который отпугивает потенциальных покупателей интеллектуальных систем. Эффективно распорядиться даже небольшим бюджетом помогут целеполагание и четкие требования к функционалу продукта — это сократит стоимость разработки и предупредит внедрение ненужных решений.
На сегодняшний день, одна из лучших практик — это сервис для проверки договоров на риски.
Такой сервис может находить договоре рискованные для компании фрагменты текста и предлагать рекомендацию по их устранению. Фактически, первичный анализ и редакцию договора сервис выполняет менее чем за 1 минуту. Человек, в среднем, за 2 часа. Это также влияет и на конечную себестоимость процесса проверки документа: экономические показатели Компании, использующей такой сервис, кратно повышаются.
Применение искусственного интеллекта для бизнеса в работе с договором повышает осознанность при принятии решения сокращает этапы проверок документа. Если до внедрения сервиса инициатору необходимо было пройти несколько кругов согласования договора, то теперь есть возможность составить его так, чтобы он соответствовал всем регламентам и политике компании. Приятным бонусом станет рост экономических показателей компании. По оценкам Goldman Sachs, в ближайшие 10 лет технология искусственного интеллекта неизбежно приведет к росту производительности труда, благодаря чему добавит к мировому ВВП $7 трлн. В России способствовать внедрению ИИ будет государство. Так, в рамках принятой национальной стратегии планируется предоставить льготный доступ к вычислительным мощностям для разработки ИИ порядка 5 тысяч компаниям.
В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами.